Рабочая программа по предмету
 «Русский язык»

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 и  примерной образовательной Программы по предмету «Русский язык», разработанной Министерством образования и науки РФ.

       При разработке рабочей программы использован учебно-методический комплект для 5 класса под ред. Т.А.Ладыженской.

       Программа детализирует и раскрывает содержание Федерального государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку: 

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с раз-витым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

       Специфика предмета заключается в том, что русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

       Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество овладения профессиональными навыками. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

     2. Общая характеристика учебного предмета

          Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой  компетенций.

          Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

          Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как языковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

            Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка , освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

        В программе реализован коммуникативно-деятельный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков:

1) перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенностиих функционирования;

2) основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

        Усиление коммуникативно - деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

       Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные УУД

  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • адекватно воспринимать устную и письменную речь;
  • точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
  • соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменно речи и правила русского речевого этикета и др.;

познавательные УУД  

  • формировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения,

находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

  • осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
  • применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами и др.;

регулятивные УУД

  • ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

       Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

       В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

        Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагает целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

       Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных явлений, как:  использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

       Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

       Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

       В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие:  понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

       Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации, кадру диафильма и т.д.

      Формы организации образовательного процесса: урочная и внеурочная.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов контроля. Работа во внеурочное время: предметные недели, участие в олимпиадах, конкурсах.

       Основными методами проверки знаний и умений учащихся являются устный опрос; самостоятельная работа; тесты, контрольные работы, диктанты различного типа, а также уроки развития речи (сочинения и изложения). Виды контроля: текущий, тематический, итоговый

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

       На изучение русского языка на этапе основного общего образования предусмотрено 735 ч.   В том числе: в 5 классе – 175 ч., в 6 классе – 210 ч., в 7 классе – 140 ч., в 8 классе – 105 ч., в 9 классе – 105 ч.

       В  соответствии с  Основной   образовательной программой среднего общего образования МАОУ «СОШ №1» (раздел «Учебный план») на изучение предмета «Русский язык» отводится 175 часов (5 часов в неделю при 35 учебной неделе)